Московский Патриархат / Русская Православная Церковь / Омская епархия / Кафедральный собор Успения Божией Матери г. Омск

Иерархия духовенства

Существует три иерархических степени священства и в каждой из них своя иерархия.

Эта иерархия основывается на понятии «апостольского преемства». Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя.

Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу «по благодати». Различие – только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона – в протодьякона, иеромонаха – в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения (набедренником, палицей, митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.

В таблице показаны звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного. Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

Священнические звания белого и черного духовенства

Ступень Белое духовенство (женатые священники и не монашествующие целибатные священники) Черное духовенство (монахи)
1-я: Диаконат Диакон Иеродиакон
Протодиакон
Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом) Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом)
2-я: Священство Священник (иерей, пресвитер) Иеромонах
Протоиерей Игумен
Протопресвитер (обычно звание настоятеля Патриаршего Кафедрального Собора) Архимандрит
3-я: Епископат (архиерейство) Женатый священник может быть епископом только после принятия монашества. Это возможно в случае смерти супруги или одновременного ее ухода в монастырь в другой епархии. Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

 

Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари и другие.

Справка:

КЛИР (греч. – ‘жребий’, ‘доля, доставшаяся по жребию’) — в широком значении – совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий, поставленный апостолами.

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ – ‘состав’, ‘собрание’, от гл. причитати – ‘причислять’, ‘присоединять’) – в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков, так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного православного храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы.

 

Представитель низшей степени иерархии, диакон («служитель слова Божия»), – только сослужитель и помощник епископа, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла (Часы) совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.

Представитель второй степени священства, священник, имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии.

Архиерей (епископ, архиепископ, митрополит или патриарх), как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя другими епископами.

О значении некоторых чинов священства

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов.

Для белого священства:

— Иерей (священник; от греч. hieros — священный).

— Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

— Протопресвитер (первый старейшина).

— Протоиерей (первый священник).

Для черного священства:

— Иеромонах (монах в сане священника).

— Игумен (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в древности (и в современной Элладской Церкви) только настоятель монастыря, в современной практике Русской Церкви звание может быть дано и простым иеромонахам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

— Архимандрит (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого«паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

О правиле обращения к священникам

Что касается обращений к священникам, то к священнику не принято обращаться по имени-отчеству. Существуют официальные и неофициальные обращения. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами«отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка».Обращение «Благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте».

В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение»,пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай).

В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита«Ваше Высокопреосвященство».

К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения.

 

источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1146373

Собор нуждается в Вашей помощи